- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Общая характеристика института уголовной ответственности за контрабанду наркотических средств
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K015611 |
Тема: | Общая характеристика института уголовной ответственности за контрабанду наркотических средств |
Содержание
Содержание Введение………………………………………………………………………….3 Глава I. Общая характеристика института уголовной ответственности за контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства……………………………….……...........................................................7 1.1. Становление и развитие уголовной ответственности за контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства…………………7 1.2. Понятие и сущность контрабанды наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства…………………………………………………………………………21 Глава II. Уголовно-правовая характеристика контрабанды наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства………………………………………..31 2.1. Объективные признаки преступлений, предусмотренных ст. 229.1 УК РФ…………………………………………………………………………………31 2.2. Субъективные признаки преступлений, предусмотренных ст. 229.1 УК РФ……………..………………………………………………………………….39 2.3. Квалифицированный и особо квалифицированный составы преступлений, предусмотренных ст. 229.1 УК РФ…….…………………….48 Глава III. Актуальные проблемы института уголовной ответственности за контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства……..……………………………………….…………………………..60 3.1. Проблемы квалификации преступлений, предусмотренных ст. 229.1 УК РФ………................................................................................................................60 3.2. Основные направления совершенствования института уголовной ответственности за контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства……………..............................................................................................68 Заключение……………………………………………………………...............76 Список использованных источников…………………………………………..79 Приложение……………………………………………………………………..86 ВВЕДЕНИЕ Актуальность работы Изменения, которые имели место в российском обществе, касающиеся либерализации внешнеэкономической деятельности и отмены господства государства во внешней торговле, стали причиной серьезных изменений в направлении и объемах контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и (или) их прекурсоров. В настоящее время в Российской Федерации криминальная ситуация остается сложной. Число преступлений против здоровья населения и общественной нравственности, в числе которых и контрабанда наркотических средств, практически не уменьшается. Так, согласно статистическим сведениям Министерства внутренних дел РФ за январь - декабрь 2016 г. в указанном периоде зарегистрировано 803 преступления, ответственность за которое установлена ст. 229.1 УК РФ1, за январь - ноябрь 2017 г. данный показатель составил 711 преступлений2. В то же время, согласно статистическим сведениям Министерства внутренних дел РФ только за первые три месяца с января 2018 г. по март 2018 г. на территории Российской Федерации зарегистрировано 152 факта совершения контрабанды наркотических средств и психотропных веществ3. Незаконное перемещение наркотических средств, психотропных веществ и (или) их прекурсоров, в настоящее время несет все большую угрозу для экономической и общественной безопасности нашего государства. Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ и (или) их прекурсоров является центральной составляющей всех совершаемых экономических преступлений. Количество зарегистрированных преступлений, связанных с контрабандой наркотических средств, психотропных веществ и (или) их прекурсоров в большинстве своем объясняется тем, что такого рода преступления становятся для человека средством наживы, обогащения и «легких» денег. Данное преступление является питательной сферой для международного терроризма, средством реализации операций с антизаконным перемещением психотропных и наркотических веществ, а также для ряда других преступлений. Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ и (или) их прекурсоров неразделимо связана с коррупцией в органах управления и власти, банковских структурах, тем самым разлагая их. Под влиянием незаконного перемещения наркотических средств, психотропных веществ и (или) их прекурсоров происходит формирование особой общественной среды, для которой характерна значительная контракция ценностей человека, как личности. Самое ужасающее искажение личностных ценностей происходит у несовершеннолетнего индивида. Так как молодежь - это сила, которой предстоит развивать общество в будущем, такое положение вещей говорит о том, что государственная деятельность по упреждению незаконных операций в области антизаконного распространения наркотиков, включая их контрабанду, должна иметь очень серьезные подходы и носить особенно скрупулезный характер. Высокий уровень преступности, связанный с нелегальным перемещением через государственную границу Российской Федерации и таможенную границу ЕАЭС наркотических средств, психотропных веществ и (или) их прекурсоров создает почву для изучения состава преступления, ответственность за которое установлена ст. 229.1 Уголовного кодекса РФ. Исследование данного вопроса позволит определить основные проблемы квалификации контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, имеющихся на сегодняшний день в российском уголовном законодательстве. Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, складывающиеся в связи с установлением и привлечением к уголовной ответственности за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства. Предметом выпускной квалификационной работы являются нормы права, регулирующие уголовную ответственность за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства. Целью выпускной квалификационной работы является правовой анализ уголовной ответственности за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства. Для достижения поставленной нами цели необходимо решить следующие задачи: 1. Исследовать историю борьбы с незаконным перемещением наркотиков на территории России, а также становление и развитие уголовной ответственности за их контрабанду. 2. Раскрыть понятие и сущность контрабанды наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства. 3. Исследовать объективные и субъективные признаки преступлений, предусмотренные статьей 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также их квалифицированный и особо квалифицированный составы. 4. Проанализировать проблемы квалификации преступлений в соответствии со ст. 229.1 УК РФ. 5. Определить основные направления по совершенствованию института уголовной ответственности за контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства. Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, 3 глав, 7 параграфов, заключения и списка использованной литературы. Глава I. Общая характеристика института уголовной ответственности за контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства 1.1. Становление и развитие уголовной ответственности за контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства В последнее десятилетие контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические вещества, является одним из самых распространенных видов преступлений. В настоящее время контрабанда служит благоприятной средой и средством для лиц, имеющих намерение на активную реализацию запрещенных уголовным законом операций с наркотиками. Также в современном мире контрабанда является основным звеном экономической преступности. Борьба с контрабандой наркотических средств, оказывающих негативный дурманящий эффект на здоровье и сознание людей, велась в российском государстве испокон веков. Так, в конце Х века в 988-989 гг. было крещение Руси, произошла напряженная политическая борьба между Православной Церковью, жрецами славянского язычества и другими языческими верованиями. C принятием христианства на Руси и концентрацией идеологических и здравоохранительных функций у Православной Церкви, исключалась ранее укрепившийся обычай использования наркотических одурманивающих средств, с помощью которых представители различных языческих верований воздействовали на сознание народа во время религиозных мероприятий и сборищ. Постепенно, под строгим воздействием Православной Церкви и угрозой непрестанного гонения употребление одурманивающих веществ простыми верующими гражданами сошло на нет4. Однако, вопреки строгому надзору со стороны церкви и духовных лиц православия за потреблением населением одурманивающих веществ, в рассматриваемый нами период времени среди простых людей особое развитие получила народная медицина. Таким образом, после крещения Руси на замену подвергшимся гонению оккультным обрядам, вводящим в транс с помощью одурманивающих средств, пришла народная медицина, которая использовала схожие средства и методы для исцеления страдающего от боли. Волжский и волго-балтийские торговые пути - самые ранние из великих трех речных путей, которые соединяли Скандинавию с Халифатом и обеспечивающих экономическое благосостояние Руси, Волжской Булгарии и Хазанского каганата, соединяли такие города как Полоцк, Киев, Смоленск с Хивой, Византией, Багдадом, другими удаленными от Руси азиатскими землями, на которых наркомания присутствовала с древнейших времен. Соответственно, возможно предположить, что гашиш или опий, разумеется, в ограниченных объемах, но, тем не менее, свободно продавались в крупных городах российского государства. Древнерусский свод законов Ярослава Мудрого «Русская Правда», датированный 1016 годом, закреплял правила торговли, определял санкции для лиц, занимающихся незаконной продажей и контрабандой наркотических средств. Указанным документом также вводились строгие правила уплаты таможенных пошлин5. Таким образом, в Х-ХII вв. упорядочение распространения наркотических средств на Руси осуществлялось благодаря усилиям православных священнослужителей, которые обладали большими полицейскими полномочиями и не делили данную часть своей юрисдикции с княжеской властью6. В XII - первой половине XV веков законодательство российского государства не претерпевало каких-либо существенных значимых изменений касательно вопроса борьбы и пресечения контрабанды наркотических средств и одурманивающих веществ. В конце XV – начале XVI вв. российская государственная политика в части упорядочения распространения наркотических средств также не претерпевала каких-либо значимых изменений. Вместе с тем, народная медицина, некоторое время остававшаяся под запретом, получила новое распространение на просторах нашего государства. Большую популярность приобрели чревовещатели и чародеи, по-прежнему использовавшие в своих методах излечения опиум и иные схожие дурманящие вещества. В то же время оставшиеся пробелы в антинаркотическом законодательстве компенсировались обращением к утратившим силу, но местами по-прежнему действовавшим княжеским Уставам, например, Уставу князя Ярослава Владимировича7. Наиболее активное развитие института контрабанды наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические вещества, в российском государстве относится к началу XVII века. Этот этап истории знаменателен формированием единого рынка, причем не только на территории российского государства, но и за его пределами, и, соответственно, установления таможенных барьеров на государственной границе. В указанный исторический период, в момент формирования и развития таможенного контроля, вызванного активной незаконной перевозкой товаров, зародилась также борьба с противозаконными перемещениями наркотических и психотропных веществ, по сей день которая остается одним из важнейших элементов российской уголовной системы. Примерно со второй половины XVII века царское самодержавие начало активно вмешиваться во все набирающие обороты внутреннюю и внешнюю торговлю, стремясь укрепить свою власть за счет роста купечества. Вместе с этим власть также вела активную политику по поддержанию здоровья населения, по запрету использования наркотических средств и других веществ, оказывающих негативное влияние на состояние человека. Ввиду сложившихся обстоятельств Соборным уложением 1649 года устанавливалось наказание в виде смертной казни даже за курение табака. Жестоким наказаниям подвергались, как покупатели табака, так и продавцы и распространители табака8. Следом за Соборным уложением, регулирующим налоговые обязательства купечества, государство ввело Торговый устав в 1653 г.9, а также Новоторговый устав в 1667 г.10, которые означали установление в стране системы, ограничивающей ввоз импортных товаров и увеличение производства товаров внутри страны. Мероприятия в области таможенного законодательства были подкреплены соответствующими мерами, направленными на улучшение таможенной охраны в целях предотвращения ввоза и вывоза контрабанды наркотических средств. В Москве, для данных целей существовали посольская новая таможня, большая таможня, мытная изба и другие, которые решали вопросы обложения пошлинами перевозимых товаров. В округах действовали таможенные избы, в которых служили первостатейные купцы, на торговых путях имелись таможенные заставы. С помощью подьячих провозимые товары облагались пошлинами, о чем велись записи в таможенных книгах. Таможенники подчинялись только центральной власти, и местные воеводы не имели права вмешиваться в их деятельность. Таможенный тариф и Морской торговый регламент 1724 г.11, играли немалую роль в развитии такого института, как контрабанда наркотических средств. В тот период истории продолжалось стремление к разграничению контрабанды и других нарушений таможенного законодательства, а также субъектов преступлений. Досконально пишется система наказаний, появляются новые товары, которые вскоре будут запрещены к вывозу за границы государства. Обновленный тариф 1731 г. предусматривал такую статью, как ответственность за соучастие в контрабанде, являющейся аналогом сегодняшней «организованной группы»12. Таможенное дело становится более организованным, чему во многом поспособствовала таможенная реформа 1752-1757 гг., которая упразднила все внутренние таможни, также был учрежден «институт таможенных объездчиков», на которых была ответственность за ловлю контрабандистов в приграничной зоне. После победы над наполеоновской Францией и восстановления нормальных внешнеторговых связей России с европейскими странами царское правительство установило новый Таможенный устав в 1819 году, при создании которого был заимствован опыт таможенного законодательства стран Западной Европы13. В данном Таможенном уставе важное место заняли досконально разработанные постановления о контрабанде. В январе 1828 года вступило в силу новое положение «Об устройстве таможенной пограничной стражи»14, в котором говорится, что с целью пресечения контрабанды наркотических средств, а также укрепления защиты сухопутной границы, необходимо увеличить число таможенной стражи на границе, в соответствии с этим положением данная стража по своей организации стала похожа на воинские подразделения регулярной армии. Учредили также таможни внутри страны для того, чтобы досматривать товар, его осматривали на границе только внешне. Ими были Санкт-Петербургская, Московская, Иркутская, Красноярская, Сретенская и Челябинская таможни. В середине XIX века как в России также как и в большинстве стран Западной Европы, была проведена кодификация таможенного законодательства, в котором значительное место отводилось вопросам контрабанды и борьбы с нею. Вполне упорядоченное законодательство о контрабанде в России появилось в Таможенном уставе 1819 года, откуда затем оно было перенесено в Уложение о наказаниях 1845 года. В соответствии с Таможенным уставом 1819 года15 провозимые или проносимые товары за границу или из-за границы, а также те, которые провезены из-за границы через таможню и не указаны в документах, считались «тайно провозимыми». В Уложении о наказаниях 1845 года, а также в Таможенном уставе 1892 г. также сохранилось данное положение. До отмены крепостного права в России действовал сложный многостатейный свод норм уголовного права. Уложение о наказаниях 1845 г. включало и систематизированное законодательство о контрабанде. Все вопросы общей части Уложения о наказаниях за контрабанду находились в общих положениях Уложения. Данное Уложение подвергалось изменениям после судебной реформы в 1864 году. При создании Устава о наказаниях, устанавливаемых мировыми судьями часть положений о деяниях, касающихся контрабанды, в 1866 году была перенесена из Уложения в Таможенный устав, куда в дальнейшем были перенесены и многие другие Постановления о контрабанде. Предстоящие улучшения норм о составе контрабанды были связаны с Таможенным уставом 1892 года, Соборным Уложением 1903 года и Таможенными Уставами 1904 и 1910 гг. Впервые в истории советского законодательства было выделено и узаконено определение понятия «контрабанда» в Декрете СНК РСФСР от 29 декабря 1917 «О разрешениях на ввоз и вывоз товаров». До революции в России из-за направленности царской политики на восток, широкое распространение наркотиков начало ощущаться в конце 19 века. Во времена первой мировой войны становится актуальной проблема кокаинизма, героин начинает проникать внутрь государства. Повсеместная проблема наркотизации населения вынуждает монархическую власть принять первый закон против наркотиков в истории Российского государства «О мерах борьбы с опиумокурением»7 июня 1915 года. Закон имел силу лишь на территории Приамурья16. Позднее, в Предписании СНК 1918 г. о торговле опиумом, впервые было упомянуто о контрабанде определенного типа, то есть наркотиков. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г., утвержденный Постановлением ВЦИК от 01.06.1922 г. «О введении в действие Уголовного кодекса РСФСР», предусматривал ответственность виновных лиц за приготовление, хранение и сбыт ядовитых и сильнодействующих веществ17. Уголовная ответственность за контрабанду наркотических средств в указанном кодексе отсутствовала. Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. (введен в действием постановлением ВЦИК от 22.11.1926 «О введение в действие Уголовного Кодекса РСФСР») квалифицировал контрабанду в ст. 59 УК РСФСР, в разделе 2 «Об особо опасных для СССР преступлениях против порядка управления», а простую контрабанду квалифицировал в ст. 83 УК РСФСР в главе 2 раздела «Иные преступления против порядка управления». Уголовное законодательство о борьбе с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ, сформировавшееся к 1928 г., оставалось таким на протяжении тридцати лет - до вступления в силу Закона СССР от 25 декабря 1958 г. «Об уголовной ответственности за государственные преступления», согласно ст. 15 которого под контрабандой подразумевалось незаконное перемещение наркотических средств через Государственную границу СССР, совершенное с утаиванием наркотических средств в специальных местах, либо обманным путем с использованием таможенных или иных документов, либо в крупных размерах, либо группой лиц, организовавшихся для занятия контрабандой, либо должностным лицом с использованием служебного положения18. Более глубокая детализация определения «контрабанды» была включена в свежий Уголовный кодекс РСФСР от 27.10.1960 г. (далее- УК РСФРС), в раздел «Иные государственные преступления»19. Так, согласно ст. 78 УК РСФСР под контрабандой подразумевается перемещение через таможенную границу Российской Федерации, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, в частности, наркотических средств, психотропных, сильнодействующих веществ20. Контрабанда наркотических средств относилась к числу тяжких преступлений. Статья 78 содержала также квалифицирующие признаки деяния: совершение преступления лицом, ранее судимым за контрабанду, либо должностным лицом с использованием своего служебного положения, или лицом, освобожденным от определенных форм таможенного контроля, или лицом, уполномоченным на перемещение через таможенную границу Российской Федерации отдельных товаров и транспортных средств, освобожденных от определенных форм таможенного контроля, или организованной группой, а также открытое перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, несмотря на прямой запрет должностного лица, осуществляющего таможенный контроль21. Впервые в истории отечественной юридической практики Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 июля 1974 года устанавливалась административная ответственность за потребление наркотиков без назначения врача22. Со второй половины 80-х годов в деятельности таможенных органов особенно уделялось внимание вопросам совершенствования таможенного контроля, улучшения его безопасности и надежности, а также выявления и пресечения опасных правонарушений таможенного законодательства. Главной задачей являлась борьба с нарушениями во внешнеэкономическом обороте, с незаконным провозом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе с организованной контрабандой. 8 января 1989 г. правительства СССР и США подписали Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотиков23. Данный меморандум положил начало совместным действиям СССР и США по пресечению контрабанды наркотиков, особенно в перевозках, следующих транзитом. К тому времени таможенная служба СССР накопила определенный опыт работы по пресечению бизнеса, связанного с контрабандой наркотиков. С помощью аналитической работы, направленной на обнаружение наиболее вероятных маршрутов перемещения наркотиков через Советский Союз, созданию собственной технологии выявления и досмотра грузов и пассажиров, сформировалась собственная школа профессионалов. Значительные усилия таможенников были сосредоточены на контейнерном и авиационном каналах. Последующим шагом в сотрудничестве по осуществлению контроля за наркотиками возникло Соглашение между Главным управлением Государственного таможенного контроля при СМ СССР и ведомством США по осуществлению контроля за наркотиками о взаимопонимании и сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Соглашение подписали в Вашингтоне 31 января 1990 г. начальником ГУ ГТК СССР и руководителем таможенного ведомства США. Спустя полгода, 2 июля 1990 г., было подписано Соглашение между правительствами СССР и США о сотрудничестве и взаимопомощи между таможенными службами24. Заключение соглашений способствовало взаимодействию по пресечению контрабанды не только из США, но и из других промышленно развитых стран. К этому времени Советский Союз являлся членом ряда международных организаций по борьбе с контрабандой наркотиков и психотропных веществ. Обретение суверенитета, повлекшее за собой экономические преобразования, принципиально изменило место и роль таможенных органов в системе государственного управления РФ. В связи с принятием Таможенного кодекса СССР 26 марта 1991 года25, для таможенных органов было множество задач, среди которых была борьба с контрабандой и другими нарушениями таможенных правил, включая пресечение незаконного оборота через данную границу наркотических средств. Определение контрабанды описывалось в статье 82, где говорилось, что перемещение наркотических средств наказывается в соответствии с уголовным законодательством26. В этом кодексе контрабанда была исключена из числа административных правонарушений. Таможенные органы СССР считались органами дознания по делам о контрабанде. Дознание по делам о контрабанде проводилось таможенными органами СССР в соответствии с законодательством Союза ССР и республик. Через 2 года после распада СССР и, соответственно, огромных изменений в стране, как географических, так и изменений в законодательстве, 18 июня 1993 г. на смену приходит Таможенный кодекс Российской Федерации27. Таможенные органы Российской Федерации осуществляли таможенное дело и являлись правоохранительными органами, а также составляли единую систему, в которую входили Государственный таможенный комитет Российской Федерации, региональные таможенные управления Российской Федерации, таможни Российской Федерации и таможенные посты Российской Федерации. Несмотря на смену Таможенного кодекса, основные цели, а точнее - борьба с контрабандой наркотических средств, а также наказание в соответствии с уголовным законодательством остались по-прежнему на своем месте. В 1996 году на замену Уголовному кодексу РСФСР от 27.10.1960 г. был принят новый Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ28 (далее - УК РФ). Однако в УК РФ в редакции от 13.06.1996 г. положения о контрабанде наркотических средств, психотропных, сильнодействующих веществ содержались в ч. 2 ст. 188 гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» УК РФ. В свою очередь гл. 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» устанавливала уголовную ответственность за хранение и изготовление наркотических средств и психотропных веществ29. Согласно ч. 2 ст. 188 УК РФ в ред. от 13.06.1996 г. под контрабандой наркотических средств, психотропных веществ понималось перемещение через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием. Контрабанда наркотических средств или психотропных веществ, признается совершенной в крупном размере, если стоимость перемещенных товаров превышает двести минимальных размеров оплаты труда30. Часть 3 указанной статьи содержала также квалифицирующие признаки: совершение деяния неоднократно; должностным лицом с использованием своего служебного положения либо же с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль. Особо квалифицирующий признак - совершение деяния организованной группой, был закреплен в ч. 4 ст. 188 УК РФ в ред. от 13.06.1996 г.31 6 октября 2007 года, Белоруссия, Казахстан и Российская Федерация, на основании Договора об учреждении ЕврАзЭС от 10 октября 2000 года32, подписали договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, а также обозначили план действий по его созданию33. Приняли решение, что остальные страны ЕврАзЭС будут присоединяться к нему по мере своей готовности. 27 ноября 2009 года Белоруссия, Казахстан и Российская Федерация приняли решение «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза. Спустя 15 лет в главу 25 УК РФ «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» была введена ст. 229.1 УК РФ от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»34 (далее по тексту- ФЗ № 420-ФЗ), тем самым заменив ранее действующую ст. 188 УК РФ. Следует выделить, что в первоначальной редакции ст. 229.1 УК РФ имелось примечание, которым определялись значительный, крупный и особо крупный размеры наркотических средств, психотропных веществ и (или) их прекурсоров. Однако указанное примечание было исключено из ст. 229.1 УК РФ Федеральным законом от 01.03.2012 № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»35 (далее по тексту - ФЗ № 18-ФЗ). С момента введения в действие ФЗ № 420-ФЗ ст. 229.1 УК РФ в 2011 году и внесения изменений в нее в 2012 году ФЗ № 18-ФЗ, более никаким изменениям исследуемая нами норма права до настоящего времени не подвергалась. Последними изменениями, связанными с Таможенным кодексом Таможенного союза произошли 1 января 2018 года, когда его заменил Таможенный кодекс Евразийского Экономического союза, который как раз таки вступил в силу 1 января 2018 г.36 К этому времени добавилось еще 2 страны в лице Армении и Кыргызстана. Данный кодекс был необходим, чтобы ускорить и облегчить ряд таможенных процессов. Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что история борьбы с контрабандой наркотических средств, психотропных веществ и (или) их прекурсоров, в российском государстве как с опасным социальным явлением начинает зарождаться еще в XI – XII вв. Однако на протяжении многих веков законодательными органами нашего государства не принималось каких-либо нормативных актов, направленных на борьбу с этим опасным социальным явлением. Серьезное развитие законодательной базы в направлении борьбы с контрабандой наркотических средств, психотропных веществ и (или) их прекурсоров началось только в июле 1915 году, то есть чуть более ста лет назад. За этот период законодателями были предприняты несколько серьезных попыток к нормативному регулированию явления наркопреступности, что, безусловно, отразилось на содержании современного УК РФ. 1.2. Понятие и сущность контрабанды наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства Слово «контрабанда» пришло к нам из итальянского языка и в переводе означает «против правительственного указа» (contra - против, bando - указ правительства)37. В этимологическом словаре Г.А. Крылова контрабанда определяется как нарушение государственного закона, которое выражается в незаконном перемещении через государственную границу ценностей, товаров и иных предметов, запрещенных либо, в силу закона, ограниченных к перевозке38. Толковый словарь С.И. Ожегова характеризует контрабанду как нарушающий таможенное законодательство тайный провоз товаров и других предметов через границу39. Этимологическое значение слова «наркотик» в переводе с древне – греческого языка означает «приводящий в оцепенение, парализующий»40. Согласно данным Всемирной организацией здравоохранения определения наркотик представляет собой химический агент, который вызывает ступор или нечувствительность человека к боли41. Они представляют собой вещества, которые в силу их медицинской и социальной опасности занесены в списки запрещенных веществ в большинстве государств и запрещены для свободного оборота и распространения. На законодательном уровне определение наркотических средств содержится в ст. 1 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»42. В соответствии со ст. 229.1 Уголовного кодекса РФ, контрабанда наркотических средств - это незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ43. Отталкиваясь от смысла и содержания ст. 14 Уголовного кодекса РФ, возможно выделить следующие признаки преступления: общественная опасность, уголовная противоправность, виновность, а также наказуемость. Остановимся на каждом из этих признаков, применительно к исследуемой нами теме, подробнее. Контрабанда наркотических средств как явление обладает достаточно высокой степенью общественной опасности. Ее сложно измерить потому, что зачастую потерпевших по уголовным делам не существует. Контрабанда в основной своей массе посягает на права и законные интересы не конкретных личностей, а на общественные и государственные интересы, то есть косвенно распространяется на неограниченный круг лиц44. В части 1 ст. 2 УК РФ перечислены основные объекты, которым преступления наносят или могут нанести вред. Одними из них являются права и свободы человека и гражданина, общественный порядок и общественная безопасность, конституционный строй Российской Федерации, мир и безопасность человечества. Очевидно, что к объектам, которым контрабанда наркотических средств наносит или способна нанести вред, относятся почти все из перечисленных в ст. 2 УК РФ. Особо важно отметить посягательство на социальную и государственную безопасность45. Противоправность деяния означает непосредственное указание закона на его запрет, то есть, если нет соответствующего указания в законе, то и нет преступления. Противоправность представляет собой официальное признание общественной опасности деяния путем его криминализации46. Это значит, что признаки определенного деяния более или менее полно описаны в диспозиции уголовно-правовой нормы, а также то, что за совершение такого деяния субъекту грозит уголовное наказание. Уголовная противоправность напрямую связана с общественной опасностью деяния. Во-первых, эта связь заключается в том, что преступлением может быть признано только, то деяние, которое посягает на наиболее значимые социальные ценности, нанося им непоправимый ущерб. Во-вторых, противоправность связана с общественной опасностью тем, что в норме права проявляются обстоятельства, указывающие на общественную опасность деяния – время, место, способ и обстановка совершения преступления. Применительно к исследуемому нами составу преступления противоправность отчасти выражается в незаконных действиях, совершаемых лицом. Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.2017 № 12 «О судебной практике по делам о контрабанде» под незаконным перемещением товаров или иных предметов через таможенную границу следует понимать перемещение товаров или иных предметов вне установленных мест или в неустановленное время работы....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Социально политических предпосылки установления уголовной ответственности за контрабанду
- Некоторые проблемные вопросы уголовной ответственности за угон транспортных средств и предупреждение таких преступлений
- Некоторые проблемные вопросы уголовной ответственности за угон транспортных средств и предупреждение таких преступлений